Участники совещания отметили высокую востребованность и эффективность налогового режима ЕНВД для налогоплательщиков. Режим ЕНВД исторически был разработан как временная мера поддержки предпринимательства до момента установления устойчивой высокой экономической динамики и повышения рентабельности бизнеса и доходов населения. Однако настоящий период характеризуется ограниченной экономической динамикой и стагнацией доходов населения, что предполагает также невысокие темпы развития малого бизнеса.
C учетом принимаемых регуляторных мер по цифровизации бизнеса, в частности, введения маркировки широкого круга товаров, которая требует дополнительных затрат и адаптации субъектов предпринимательской деятельности к новым требованиям, отмена режима ЕНВД с 2021 года станет для малого бизнеса тяжелым ударом и приведет к уходу в тень или закрытию сотен тысяч субъектов хозяйственной деятельности.
Принимая во внимание цели национального проекта «МСП и поддержка национальной предпринимательской инициативы», постепенное распространение режима самозанятых на все субъекты Российской Федерации (предполагающее переход на него большого числа предпринимателей с режимов ЕНВД, УСН и ПСН), представляется целесообразным поэтапно перейти к новой системе упрощенных режимов налогообложения малого бизнеса, предусматривающей принцип «одна категория бизнеса – один упрощенный режим налогообложения», установив переходный период с продлением ЕНВД до 2024 года.
При этом перспективная система налогообложения должна содержать понятные и удобные режимы налогообложения:
для индивидуальных предпринимателей режим патентной системы налогообложения с возможностью зачитывать часть уплачиваемых страховых взносов, расширением разрешенных видов деятельности, увеличением пределов ограничений по торговой площади, обороту, занятым (и иных) и определением базовых параметров налогообложения на уровне местных властей;
- для организаций – упрощенную систему налогообложения с возможностью установления льгот на уровне местных властей, с пониженными ставками. Одновременно расширять практику применения торгового сбора с возможностью его зачета в уплачиваемом налоге на УСН.
На время переходного периода следует модифицировать систему ЕНВД, установив ограничения по выручке, проведя широкую дифференциацию видов деятельности и исключив возможность для высокомаржинальных бизнесов уплачивать близкий к нулю размер налогов, таким образом, повысив эффективность налога для государства.
Участники также отметили обеспокоенность планами по запрету применения ЕНВД при реализации товаров, подлежащих маркировке, учитывая, что реализацией указанных товаров занимается значительное количество субъектов микробизнеса. Представляется, что следует пересмотреть категории видов деятельности, попадающие под данный запрет.
Необходимо также отметить важность зачисления доходов от всех упрощенных режимов налогообложения в местные бюджеты, что совместно с делегированными муниципалитетам правами по определению параметров их применения, позволит повысить мотивацию местных властей к созданию привлекательных условий ведения деятельности для малого бизнеса.
Следует также отметить важность проработки других мер по улучшению деловой среды для малого бизнеса:
- рассмотреть возможность снижения размера страховых взносов;
- распространение практики применения торгового сбора в новых регионах;
- пересмотр залоговых требований к льготным кредитам, предоставляемым малому и среднему бизнесу;
- иные меры, стимулирующие деловую активность малого предпринимательства.
Участники совещания решили после соответствующей подготовки направить указанные предложения в адрес Правительства Российской Федерации и представить их на предстоящем в декабре 2019 года заседании Государственного совета Российской Федерации по направлению «Малое и среднее предпринимательство».